Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – ИАОП) МДОУ «Детский сад №64» для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой с учетом особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Педагогический процесс построен на базе следующей программы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №64». Содержание образовательного процесса выстроено на основе ФАОП ДО
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Н.В. Нищева.
ИАОП обеспечивает выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии. Осуществляет индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
ИАОП дает возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание педагогической работы с ребенком ТНР, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется соответственно периодизации дошкольного возраста.
Первый год обучения. Восполнение пробелов в психоречевом развитии ребенка, коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование и совершенствование навыков игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
Второй год обучения. Продолжение коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, профилактика возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыком в аспекте подготовки к школьному обучению.
Третий и четвертый год обучения. Продолжения коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, профилактика возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыком в аспекте подготовки к школьному обучению.
Реализация ИАОП обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольником с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольником с ТНР, используют в разных формах организации деятельности ребенка именно игровой метод как ведущий.
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:
I. Социально-коммуникативное развитие
II. Познавательное развитие
III. Речевое развитие
IV. Художественно-эстетическое развитие
V. Физическое развитие